Вы тут
Главная > На чем учить? > Богородская игрушка и скульптура

Богородская игрушка и скульптура

Село (теперь рабочий поселок) Богородское расположено в северной части Московской области, в 27 км к северу от Сергиева Посада.

История возникновения богородского промысла тесно связана с городом Сергиевым Посадом, расположенным неподалеку от с. Богородского.  В Сергиевом Посаде, крупнейшем центре художественных ремесел, у стен Троице-Сергиевской лавры в XVII—XVIII вв. шла оживленная торговля резными изделиями из дерева.  Среди них выделялись игрушки – различные резные фигурки животных и людей, выполненные талантливыми мастерами с. Богородского. Часть фигурок были неокрашенные, другую часть расписывали посадские мастера.

Село Богородское издавна славилось своими мастерами-резчиками по дереву. Здесь не было семьи, где не занимались бы резьбой. Между тем, надо понимать, что люди, создавшие в конечном счете богородскую игрушку, по своему роду занятий были крестьянами, в бытовой жизни которых все было подчинено строгим хозяйственным приоритетам. Садились «резать» после окончания сельскохозяйственных работ. В создании игрушек была задействована вся семья: каждый вносил свою лепту. Кто-то выполнял заготовки – сушил и обрабатывал древесину, кто-то был хорошим «зверистом» и ему поручались фигуры животных, кто-то был занят вырезанием фигурок людей, а кому-то доверяли только изготовление креплений, подставок и заготовок деталей. Собирались все вместе, часто объединяясь несколькими семьями, садились в чьей-то просторной избе и «работали» игрушки. В шумной коллективной творческой атмосфере и создавались многие прославленные образцы богородского промысла. Высказывали мнение, спорили, радовались достижениям, критиковали и придумывали.

На этом этапе становления промысла появлялись произведения, ставшие «богородской классикой»: кони, львы, курочки, фигуры крестьян, барыни. Уже тогда это были великолепные образцы скульптурного мастерства. Виденное и узнаваемое в жизни богородские мастера образно претворяли в свои произведения. Часто фигуры людей даны в движении: пастушок пасет стадо, всадник скачет на коне, дровосек рубит дрова. Изображая человека, птицу ли, зверя, мастер стремится с большой достоверностью показать их характерные, заметные черты в найденной пластической форме. Форма изображения достаточно лаконична – мастера избегают излишней деталировки, стремятся к простоте и обобщенности. При этом они часто применяют тонкую резьбу, передающую оперение птиц, шерсть животных, детали одежды, природный ландшафт.

Удивительно умение богородского мастера создавать пластический образ самыми простыми средствами. Известная скульптура «Танцующий мужичок» в исполнении Якова Чушкина, к сожалению, история мало сохранила инициалов мастеров прошлого, здесь нам важно знать хотя бы фамилию, так как мастерство передавалось из поколения в поколение – классическая форма построения фигуры в треугольнике, получающемся при радиальном раскалывании полена, выверена поколениями мастеров. Приемы обработки дерева, восходящие от древней русской традиции резьбы по дереву, основаны на быстрой, маховой резьбе. Особенности используемого материала – липы – максимально выявлены в богородской резьбе. Красота «белого», нераскрашенного дерева, его теплота и мягкость – то, что сделало богородскую игрушку столь привлекательной века назад, и это то, что так привлекает людей, знакомящихся с ней и теперь. Податливость фактуры дерева создает многогранные возможности пластического исполнения.

Со второй половины XIX века резчики начинают делать более сложные произведения, расширяется круг тем. Появляются многофигурные скульптурные композиции на едином основании, отражающие сцены из повседневной народной жизни – крестьянского труда, праздников, обычаев и важнейших событий. Мастера изображают крестьянскую жизнь с особой теплотой и живым участием. Композиции «Крестьянка за ткацким станом»,  «Крестьянка треплет лён», «Крестьянин с сохой», «Сеятель», «Дровосеки» и др. убедительно передают ритм слаженной работы.

Мастера правдиво и выразительно передают впечатление от сцены, участвовать в которой им самим приходилось в жизни много раз. Известный богородский прием – введение в композицию деревьев с колеблющимися листочками, укрепленными на пружинах, которые вносят в эти композиции занимательность и живость. Создавая в своих произведениях некую модель жизни, которая их окружает, богородские мастера выступают тонкими художниками, умеющими рассказать об этой жизни, ее радостях и проблемах просто, задушевно и очень узнаваемо.

Широко отражая в работах крестьянскую тему, резчики обращаются также и к сюжетам из городской жизни, которую богородчане зачастую наблюдают, приезжая в Сергиев Посад. В таких композициях, как «Катание в санях», «Выезд», «Франт с дамой на дрожках» к дворянам и помещикам мастера относятся с большой иронией и юмором, подчеркивают присущие им высокомерие и хвастовство, высмеивая причудливые моды, иноземные обычаи и отнюдь не народную острую «смекалку». В своих работах мастерам интересно показывать представителей совершенно различных сословий и занятий. Крестьяне, торговцы с лотками, половые в трактирах, странницы, няньки с детьми, модно одетые дамы – в каждой из этих скульптур резчики стараются оттенить их характерные особенности, показать их образы такими, какими они существуют в стереотипном, народном восприятии. В скульптурах слиты воедино глубокий психологизм изображения и искусное владение техникой резьбы.

Из поколения в поколение передавались традиции этого удивительного искусства. Слава о богородских мастерах начала распространяться и достигла Петербурга. Работы талантливого мастера П.И. Устратова, служившего солдатом при дворе Николая I, заметили, одарили его золотыми часами и направили учиться в Академию художеств. Получив специальное образование, Устратов обучал своих односельчан делать более совершенные игрушки. Под его руководством оттачивал свое мастерство   Павел Федорович Барденков, которому принадлежат знаменитые скульптуры всадников. Мастер Леонтий Алексеевич Зинин прославился умением выполнять фигуры солдат, стариков и старух. На Всероссийской промышленной и кустарной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. были отмечены медалями работы П.И. Чушкина. В 1900 г. на Парижской выставке резчик С.Д. Барашков получил серебряную медаль. На выставке во Владимире в 1912 г. бронзовые медали получили Федор Сергеевич Балаев и Павел Барденков, а Андрей Яковлевич Чушкин – серебряную медаль. А.Я. Чушкин пользовался большой известностью. Чрезвычайно одаренный резчик, человек, всей душой радеющий за село и за богородский промысел, он создал много произведений, ставших жемчужинами богородского искусства.

В 1913 г.  произошло важное событие в становлении  богородского промысла: под руководством Андрея Яковлевича Чушкина и Федора Сергеевича Балаева была организована артель, которая дала резчикам возможность регулярно реализовывать свои изделия в магазине московского  Кустарного музея. При артели открылась профессионально-техническая школа, где будущих мастеров обучали  рисованию, технологиям деревообработки и резьбе. Благодаря интенсивному обмену профессиональными навыками, тесному творческому общению мастеров между собой, а также существующими в селе традициями передачи мастерства из поколения в поколение промысел интенсивно развивался. Значительную роль в этом в свое время сыграли также деятели земства и художники – В.И. Боруцкий, Н.Д. Бартрам и И.И. Овешков, помогавшие резчикам не только в создании новых образов и сюжетов, но и в практической реализации их изделий.

К сбыту изделий резчики подходили очень внимательно. Существовал «серый товар», «щепная игрушка», которая продавалась в больших количествах и не требовала высокого уровня мастерства в ее изготовлении. Существовали также и сложные изделия, работа над которыми требовала гораздо большего времени и которые покупались менее активно, но на значительную высоту поднимали престиж и общий художественный уровень артели среди других объединений кустарей. Наибольший успех приобретают всевозможные игрушки с движением: кузнецы, медведи-дергуны, клюющие курочки, сшибающиеся лбами козлики, «разводы», представляющие собой расходящиеся в разные стороны подвижные планки с укрепленными на них фигурами.

В 1923 г. созданная мастерами артель получила название «Богородский резчик» и продолжала успешно способствовать развитию промысла, просуществовав до 1960 г., когда на ее базе была основана Богородская фабрика художественной резьбы.

С течением времени, в условиях индустриализации и изменения политической ситуации менялся и характер создаваемых произведений. Из- под ножа богородских мастеров, чутко реагирующих на перемены в окружающей их жизни, появлялись и чапаевская тачанка, и пограничник с верным псом, и «Генерал Доватор» Николая Ивановича Максимова, и «Встреча воина» Ивана Константиновича Стулова. Мастера каждый по-своему решают тему современности, в силу своих индивидуальных способностей и своего видения действительности. Своеобразно творчество Ивана Константиновича Стулова. Талантливый мастер, создававший как скульптуры малых форм, так и работавший в области монументальной станковой скульптуры, он выполнил в 1930-1940 гг. ряд работ, ярко запечатлевших людей эпохи и открывших новые возможности решения современных произведений на основе использования традиций богородской резьбы.

В создании картин современности велика также и роль Баландина Павла Образы сталеваров и кочегаров, пожарных и доярок, телятниц и пионерок, лесорубов и рыбаков – все они явились характерной чертой времени.

Послевоенный мир

Погружают в мир сказки и фантазии композиции, выполненные непосредственно на сказочные сюжеты: «Торг Ивана конями» Н.И. Максимова (по сказке «Конёк-Горбунок»), «Садко», «Волк и семеро козлят» (Д.С. Горшков), «Морозко» (К.И. Устратов), «Царь Додон и Звездочей» (И.К. Стулов).

Отдельное направление – анималистический жанр – также претерпевал изменения. Так, иные характеристики приобретает образ медведя. Принцип реалистического изображения заменяется на метафорический: богородский мишка теперь катается на велосипеде, ездит на тракторе, строит БАМ, работает электросварщиком, поёт и играет на контрабасе, спорит с крестьянином (И. К. Стулов «Вершки и корешки»). Добродушный и трудолюбивый, деятельный богородский мишка становится положительным героем времени.

Богородских мастеров отличает умение представить серьезные и волнующие темы современности в юмористическом ключе, увидеть в реальном – сказочное и романтическое. Так, тема освоения космоса в их работах получает неожиданно «сказочное» преломление. В работах авторов медведь отправляется в космос, фотографирует Луну, поднимается на ракете, вращается вокруг Луны.

Актуальной в работах мастеров становится также и тема спорта. По выстрелу медведя ёж бежит кросс (Н.М. Шипеев), зайцы играют в биллиард (В.Г. Ерошкин) и катаются на лыжах (Д.С. Горшков), а сам мишка поднимает тяжелую штангу (Е.П. Андреев), осваивает шахматы (М.И. Смирнов) и участвует в открытии олимпийских игр (М.Я. Дворников).

В непростой ситуации последних десятилетий мастера продолжают хранить традиции богородской резьбы, представляя их уже в современном осмыслении, демонстрируя авторское творческое мировосприятие. Необычайно широкой остается тематика произведений. И по сей день популярными остаются темы семьи, дома, передачи опыта между поколениями. Все так же промысел продолжает чутко реагировать на события и процессы эпохи.

Работы М.Я. Дворникова, И.М. Польского, С.Н. Уласевич, Т.В. Флёновой, А.Н. Варганова, В.Ф. Вайсеро, С.А. Паутова, О.И. Михайлова и Я.В. Аршинова, наиболее ярких представителей промысла в настоящее время, вдыхают в него новую жизнь, открывают новые ориентиры и горизонты. В руках этих замечательных резчиков, перенявших опыт и знания знаменитых старейших мастеров, находится сейчас будущее этого знаменитого национального художественного промысла.

Посмотреть коллекцию Богородской игрушки возможно во Всероссийском музее декоративного искусства – единственном в России музее, объединяющим в своем собрании произведения декоративно-прикладного и народного искусства с XVII века до наших дней.

Музей был открыт в 1981 году, однако в 1999 году в состав собрания вошли коллекции Музея народного искусства имени С.Т. Морозова. Основанный в 1885 году как Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства, в начале ХХ века он сыграл значительную роль в сохранении и развитии традиционного искусства художников-кустарей, в том числе тех, о ком пойдет речь в нашем докладе. Основой коллекции Торгово-промышленного музея кустарных изделий стало собрание кустарного отдела Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года в Москве. Сейчас музей имеет коллекцию Богородского промысла, зачатки которой были заложены не случайным образом, а с практическими целями сохранения лучших образцов изделий и методической помощи кустарям.

Рыкова Татьяна,
начальник отдела дерева Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Статья подготовлена и размещена в рамках реализация проекта Академия народного творчества «Изменять не изменяясь» Craft Space Event, который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура»

Добавить комментарий

К меню