Вы тут
Главная > На чем учить? > Новые подходы к изучению традиционные художественных промыслов в системе дошкольного и общего образования

Новые подходы к изучению традиционные художественных промыслов в системе дошкольного и общего образования

В современном мире очень сложно удержать все нити, которые связывают нас с корнями и нашим наследием. Стремительно меняется мода, потребности растут пропорционально влиянию рекламы. Сегодня мы оказались между “современной” моделью художественного образования с одной стороны и культурным наследием российских народов, с другой стороны. Произошла подмена художественных традиций, появились различные представления о месте искусства и культуры как в жизни человека, так и в образовании. В России идет поиск культурной идентичности, которая является балансом между местной культурой и новой мировой монокультурой. Мы хотим, чтобы подрастающее поколение было как современным, так и самобытно российским. Поэтому сегодня так высока актуальность изучения культурного наследия, но так чтобы дети могли не просто узнать о художественных традициях, а могли оценить их значение, научиться восхищаться работами наших мастеров, воспринимать их не умом, а сердцем и душой. Однако традиционные методики дошкольного образования, основанные на использовании раскрасок и фотографий, не позволяют достигнуть такого результата [2].

Образование детей на основе культурного наследия — это инструмент в решении вопроса о защите, охране и популяризации огромного материального и нематериального культурного наследия России. Вот и Президент России Владимир Владимирович Путин в Майском Указе поставил перед Правительством задачу – «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций», а для этого нужны новые подходы и образовательные технологии, которые позволят погрузить детей в удивительный мир народного искусства [1]. Именно через искусство происходит более глубокое понимание богатого и разнообразного культурного наследия России, которое может и должно быть передано молодежи. Эти молодые люди и станут активными участниками в деле защиты культурного наследия.

Культурное заступничество, борьба за идентичность и русский мир — это беспокойные и насущные вопросы современности. В условиях дефицита духовности и нравственности, отчужденности от вечных ценностей культуры, от богатого наследия национальных культур традиционные художественные промыслы могут стать для системы образования тем носителем высокой нравственности и культуры, которая не остается только историей, а проецируется в будущее. К сожалению эта область вплоть до недавнего времени была закрыта даже для научных исследований [3]. Долгие годы искоренялась вера вместе с народным искусством, вот и сегодня в учебниках и методических рекомендациях в системе дошкольного и общего образования мы сталкиваемся с феноменом ложных идеологизированных представлений советских лет. До сих пор, несмотря на востребованность и возрастащую актуальность этнокультурного образования, народное искусство так и не получило определения как КУЛЬТУРЫ ДУХОВНОЙ. Издержки культурной политики в прошлом привели к отрицанию, непониманию ценностей народной культуры для современности и духовно-нравственного воспитания детей. Проблема в том, что нас лишили огромного пласта знаний, понимания, что народное искусств это в первую очередь МИРОВОЗЗРЕНИЕ, которое складывалось на нашей земле столетиями. Нужно принципиально менять как формы обучения, так и просветительской деятельности. Пришла пора рассказать и взрослым, и детям в чем сущность народного искусства, которое является значимой частью тех духовных скреп, которые позволят сплотит население России в единое целое, прорваться в будущее не теряя свое настоящие и богатое прошлое, в котором так много того чем можно ГОРДИТЬСЯ.

Сегодня многие взрослые люди с удивлением узнают, что до революции изготовлением посуды и игрушек занимались свободные крестьяне, т.к. Гжель принадлежала императорскому двору и на ее территории не было крепостного права. Что В.И. Грязнов (один из основателей «Павловопосадской платочной мануфактуры») был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский. Что платок — это не просто аксессуар, это символ русской красоты. Его сакральность проявляется на уровне глубины восприятия самого образа, а образ всегда воспринимается с духовной энергетикой. Как своеобразному образу женственности и таинственности поэты серебряного века посвящали этому почти сакральному русскому аксессуару множество строк.

Уникальные технологии, художественно-стилистические системы, мотивы и сюжеты народного искусства могут научить наших детей гордиться и восхищаться нашем НАСЛЕДИЕМ, на эмоциональном уровне воспринимать тот духовный образ, который проявляется к нам через века. Тогда и понятие народности не будет заканчиваться на языческом прошлом, а наоборот, 2000 лет народной культуры будут пониматься как функционирующая современность, как живая народная традиция, как важный элемент нашей национальной самоидентификации. Данные проблемы получили подробное освещение и научное обоснование в работах заслуженного деятеля искусств РФ, доктора искусствоведения, профессора, действительного члена Российской Академии Естественных наук Некрасовой М.А. [3, 4].

Понимая всю сложность и актуальность поставленной задачи две общественные организации (Ассоциация участников рынка артиндустрии и Национальный союз народных художественных промыслов) с поддержкой Министерства промышленности и торговли, предприятий НХП (ОАО Павловопосадская платочная мануфактура, Ордена «Знак Почета» ЗАО «Хохломская роспись», ЗАО «Объединение Гжель», Союз художников России -Народный художественный промысел «Дымковская игрушка», ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи»), являющихся брендами России, с привлечением лучших специалистов из системы образования, создали первый в России учебно-методический комплект — Набор Учителя «ДОСТОЯНИЕ РОССИИ. Народные художественные промыслы». Автор программы и методических рекомендаций, входящих в Набор Учителя — Севрюкова Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, член Творческого союза художников России, старший научный сотрудник ФГБНУ «Института художественного образования и культурологии РАО».

Программа разработана на базе интеграции обучения и воспитания, на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей народной культуры, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, интеграции общего и дополнительного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она позволяет реализовать неформальный подход к гражданско-патриотическому, трудовому, культурологическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию детей. Тема традиционных художественных промыслов в ней освещается не только с исторической и культурной точки зрения. Она дана в современном аспекте, ведь традиционные художественные промыслы существуют здесь и сейчас, поэтому большое внимание уделяется современным мастерам и династиям, использованию изделий НХП в повседневной жизни.

Набор Учителя — это уникальный образовательный продукт для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, включающий все, что нужно педагогу:

1. образовательную программу на 36 часов (1 занятие в неделю в течение года);

2. методические рекомендации с поурочными планами для всех 36 занятий;

3. комплект мультимедийных презентаций к 35 занятиям;

4. ларец с высокохудожественными изделиями народных художественных промыслов, которые являются дидактическими пособиями.

Программа позволяет познакомить детей с важнейшим наследием – МАСТЕРОМ, с династиями мастеров и их изделиями, которые вызывают самые яркие и радостные чувства, создают настроение, делают нашу жизнь прекрасней. Дети сами на целый год становятся «юными мастерами», учатся видеть, чувствовать ту красоту и то мировоззрение, которое передали нам наши предки. Учатся восхищаться и с трепетом относиться к работе мастера. Поэтому настоящие, авторские изделия народных художественных промыслов должны быть в зоне ближайшего доступа ребенка, их надо не оберегать от ребенка, хранить за стеклом, а учить общаться с ними, восторгаться работой мастера, ощущать глубину души и тепло его рук. Такие изделия не должны быть в зоне постоянной демонстрации, т.к. это снижает их ценность. Не случайно именно ларец выбран в качестве основы для Набора Учителя, ведь именно в ларцах на Руси хранили все самое ценное. Ларец позволяет не только хранить изделия, но и формировать трепетное, заботливое, бережное отношение к ним. Исторически сложившихся существующих несколько столетий и действительно являющихся Достоянием России традиционных художественных промыслов не так много. Именно они являются носителями культурного кода России. В Набор Учителя включены наиболее известные, ставшие брендом России традиционные художественные промыслы, которые должен знать и главное понимать каждый образованный человек. Одного изделия для каждого из 6 изучаемых по программе народных художественных промыслов достаточно, чтобы обеспечить визуальный и тактильный контакт ребенка с высокохудожественными изделиями НХП, понять их особенности и обеспечить правильное восприятие видеоряда изделий, представленных в презентациях.

Лучше всего культурные коды, заложенные в традициях НХП усваиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда есть реальная возможность вложить в душу детей тот эмоциональный отклик, который позволит им став взрослыми не остаться равнодушными, а также с придыханием восхищаться этими истинными произведениями искусства, понятными россиянину на генетическом уровне, несущими в себе покой, красоту и самобытную эстетику.

Такой подход к изучению традиционных художественных промыслов не привычен для педагога, потому в методических рекомендациях не только обозначены цели, задачи и прописаны планируемые результаты обучения, но и даны методические рекомендации педагогу по организации каждого этапа занятия, по проведению игры «Мы юные матера НХП» и по созданию портфолио каждого ребенка (собственного ларца с изделиями) в течение реализации всей программы.

Неформальный подход требует от педагога понимания сути такого уникального явления как традиционные народные промыслы и использования достоверной информации, но ведь они не культурологи и их этому никто не учил. Потому в методических рекомендациях выделен специальный раздел для педагога, содержащий необходимый и достаточный для качественной реализации программы объем информации в этой очень специфической области народной культуры. Кроме того, педагогам предлагаются рекомендации по организации художественной деятельности детей, подробно разобраны все предлагаемые варианты заданий и даны рекомендации педагогу по работе с родителями.

Для повышения интереса детей и помощи педагогу (с примером текста для каждого слайда) создан комплект мультимедийных презентаций ко всем 35 занятиям, введены рисованные персонажи «Щепочка» и «Комочек», которые задают детям множество вопросов, помогают узнать и полюбить уникальный мир традиционных художественных промыслов. Подборка материалов для методических рекомендаций и презентаций велась в тесном сотрудничестве с главными художниками и сотрудниками музеев предприятий НХП. Поэтому в презентациях представлены настоящие фотографии мастеров и художников предприятий НХП и их работ (а не фальсификат, которым изобилует ранее издаваемая педагогическая литература и интернет), фотографии мастеров за работой, фотографии династий мастеров и художников.

Полностью подготовленный к реализации программно-методический комплект позволяет быстро внедрить программу, гарантировать качество преподавания детям и их родителям, гарантировать качество содержания, дать те образовательные технологии, которые не ставят целью научить рисовать гжельскую розу или жостовский цветок (все равно у детей не получится, это работа МАСТЕРА), а учат использовать краски для выражения своих образов и эмоций развивая эмоциональный интеллект и свободное творчество, учат восхищаться изделиями мастеров.

Сегодня и взрослым людям надо дать возможность иначе взглянуть на народное искусство, не только как на историю, далекую и не всегда понятную. Народные художественные промыслы — это наша современность и наше будущее. Массовое тиражирование произведений народного искусства, превращенных в примитивную сувенирную промышленность, есть непонимание его содержательных начал. Ведь именно искусство, говоря языком образов и символов позволяет до нести до любого человека народную культуру России в ее ДУХОВНОМ ЗНАЧЕНИИ, и это лучший способ рассказать о себе всему миру, который никак умом не может нас понять.

1. Указ Президент России В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (7 мая 2018 года)

2. Исенко С.П. Некоторые вопросы преподавания народной художественной культуры в системе общего, среднего, высшего образования // Народное искусство России в современной культуре. — М.: Коллекция М, 2003. — С. 213-222.

3. Некрасова М.А. Формирование новой парадигмы теории народного искусства. Ключевые понятия // Народное искусство России в современной культуре. — М.: Коллекция М, 2003. – С. 79-98.

4. Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII-XXI вв. Традиции и современность/ Автор составитель М.А. Некрасова. — М.: Союз Дизайн, 2013, — 620 с.

5. Шпикалова Т.Я., Преемственность этнохудожественного образования в России. Теория и практика // Народное искусство России в современной культуре. — М.: Коллекция М, 2003, – С. 204-212.

Автор: Михайлова Наталия Николаевна, д.п.н., профессор научный руководитель социально-образовательных проектов НП Ассоциации участников рынка артиндустрии, г Москва.

Добавить комментарий

К меню