Вы тут
Главная > На чем учить? > О чем гласят легенды золотного промысла

О чем гласят легенды золотного промысла

Золотное шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью — один из древнейших видов рукоделия, зародившийся около тысячи лет тому назад. Самые первые сведения о золотом шитьё относятся ко II веку до н.э.

Золотным шитьем называют вышивку металлическими позолоченными и серебряными нитями, а исполнявших ее мастериц – золотошвеями.

Искусство русских золотошвей занимает видное место в традиционном народном творчестве. Оно известно со времен Древней Руси по памятникам материальной культуры и письменным летописным источникам XII века. В старину этим ремеслом занимались женщины всех сословий многих городов русской земли.

Древнерусское художественное орнаментальное шитье золотными нитями и другими драгоценными материалами было предназначено для светского и культового обихода. Вместе с другими произведениями искусства оно создавало атмосферу пышности и богатства русского двора и церкви. Золотным шитьем щедро украшали одежду, облачения священнослужителей, предметы церковной утвари и убранства интерьеров, «конюшенный» убор, и другие предметы быта.

Фрагмент церковного шитья
Фрагмент церковного шитья

Вглубь истории

Легенды гласят, что вышивание золотом было известно еще фригийцам. Это искусство знал древний Египет, шитые золотом одежды носили властители Ассирии и Вавилона, расшивали золотом пояса и диадемы красавицы древней Греции. В первом тысячелетии до нашей эры искусство процветает в Китае, откуда и будет заимствовано монголо-татарами.

В V веке, после падения Римской империи, преемницей ее высокой культуры становится Византия. А в свою очередь преемниками изумительного искусства золотного шитья Византии стали раннеславянские государства: Киевская Русь в IX-XI веках, Болгария, Чехословакия, Польша.

Пришедшее в славянский обиход из Византии и стран востока искусство золотного шитья по-новому зазвучало у русских мастериц. Восточные узоры обогатились славянскими представлениями о красоте, слились с древними символами русской земли.

Русское шитье золотом и серебром расцвело на этих традициях и формировалось как глубокое национальное явление.

В XII-XIII столетиях в шитых золотом одеждах щеголяет английская и скандинавская знать, а в начале XIV века это искусство процветает почти во всех странах Европы.

Но в XVIII веке оно переживает упадок, а в XIX веке – исчезает повсеместно. Шитые золотом изделия начинают вывозиться за границу, как чисто русский сувенир. В XX веке Торжок остается единственным русским городом, сохранившим традиции древнерусского золотого шитья, и сегодня промысел все еще существует и активно развивается в древнем городе. Вышивание золотной и серебряной нитью, жемчугом и шелками приобрело здесь массовый промысловый характер и выработало свои особые художественные черты.

Фрагмент очелья – часть волосника – головного убора знатных женщин Древней Руси (В Торжке, на территории Борисоглебского монастыря, в ходе архитектурно-археологических исследований в 1989 году, был обнаружен некрополь XII века. На черепе одного из погребенных находились фрагменты шелковой ленты, украшенной золотым шитьем, которые исследователи условно назвали очельем.)
Волосник царицы Марии Темрюковны, второй жены Ивана Грозного, 1569 год

Что же представляет собой золотное шитье?

Так называется одна из сложнейших вышивок золотой и серебряной нитью по бархату, сафьяну, коже, сукну, кисее. Разнообразные технические приемы, применяемые мастерицами, выработаны не одним поколением вышивальщиц.

Шитье выполняется прядеными нитями из тонкой позолоченной или серебряной ленточки, накрученной на льняную или шелковую основу-нитку. Часто рукодельницы используют канитель – тонкую проволочку, свитую в спираль, иногда употребляют бить — узкую, тонкую полоску драгоценного металла, кроме того применяется тонкий золотой шнур.

В самых древних вышивках были свои особенности в технике исполнения. Мастерицы пропускали золотные нити сквозь ткань, обозначая на обратной стороне линию рисунка мелкими ровными стежками. Это шитье «на проем» или «в прокол». Оно считалось среди рукодельниц самым трудным. Однако позже вышивальщицы стали работать гораздо проще и удобнее для себя – «в прикреп». Это техника, при которой золотные или серебряные нити накладываются на ткань и крепятся на ней поперечными стежками шелковыми нитками в цвет золота, серебра или наоборот контрастной нитью.

Существует множество видов шитья «в прикреп». Среди них легендарные торжокские высокие рельефные швы: литой, кованый, чеканный.

Различные методы наложения швов, сочетание самых разных узорных разделок на гладкой, сверкающей поверхности, рождают удивительную свето-теневую игру, составляют главную декоративную силу и эмоциональную выразительность золотного шитья.

Работа над вышивкой

Особенности новоторжского золотного шитья

XVIII век является временем расцвета золотошвейного искусства в Торжке. Орнамент золотной вышивки носит исключительно растительный характер — мелкотравчатый по волнистому стеблю. Узоры состоят из букетов, цветов, венков, усеянных цветами и плодами. При вышивке по плотным тканям применяли главным образом так называемый «кованый шов» и шов «в прикреп» по настилу.

Часто шили золотом по золотой же парче или тяжелый золотой узор клали на легкую, шелковую ткань. Широко применяли блестки, жемчуг, драгоценные камни и финифтяные вставки.

Изделия с золотным шитьём стоили недёшево, и в XIX веке был период серьёзного упадка промысла. Городские власти того времени проявили дальновидность и взяли на себя заботу о сохранении народной художественной традиции.

В далеком 1894 году по инициативе Д.Д. Романова, члена Новоторжской земской управы, был создан кустарный склад, а затем и первая золотошвейная мастерская.

Дата 1894 г. считается годом создания кустарного предприятия и служит началом основания ныне существующего предприятия «Торжокские золотошвеи».

Только в Торжке находится единственная фабрика в России, которая является производителем сувенирно-подарочной, геральдической и культовой продукции с использованием многовековых традиций ручной вышивки золотными и серебряными нитями в производственных масштабах.

Золотошвейное искусство, пронесённое новоторами через века, сегодня продолжает развиваться в совершенно новых формах и рамках. Красота и самобытность древнего народного промысла придают изделиям, украшенным золотной вышивкой не просто исторический колорит, в них дышит народная память и вера.

Панно «Плодородие» Автор: Валентина Алексеевна Гашкова В его рисунок заложены основные швы, которые торжокские мастерицы из поколения в поколение передают друг другу

Статья подготовлена и размещена в рамках реализация проекта Академия народного творчества «Изменять не изменяясь» Craft Space Event, который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура»

Добавить комментарий

К меню