Вы тут
Главная > На чем учить? > Игрушка к Свистопляске

Игрушка к Свистопляске

Дымковский промысел — уникальное и известное во всем мире явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он  в XVI в. в слободе Дымково возле города Хлынова-Вятки. Это потомственное домашнее ремесло передавалось по женской линии. В слободе в XIX в. жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Изготовление и массовая продажа игрушек были приурочены к  местному уникальному празднику — Свистопляске.

Популярной игрушкой была свистулька, предстающая в образе различных животных и птиц: утки, коня, козла, барана, коровы, свиньи, оленя. Кроме этого, часто встречаются изображения диких и домашних животных и птиц. В образах людей преобладают женские фигуры – крестьянка (водоноска, свинарка, няня, кормилица) и городская барыня. Также представлены и мужские образы: деревенские мужики, гармонисты, гусары, городские франты, всадники на животных. Особое место в игрушке занимают творческие композиции — сцены чаепитий, ярмарок, катаний на карусели, в санях и экипажах, сценки свиданий и др.

Дымковская игрушка – всегда авторское создание одной мастерицы, несущее в себе тепло её рук. Не может быть двух одинаковых игрушек. Это всегда творческий процесс, состоящий из нескольких этапов: лепка из местной красной глины, сушка, обжиг, побелка, роспись, украшение поталью. Отличительными чертами являются не только сочетание холодных и тёплых оттенков, геометрический орнамент, но и выразительность образов, мягкий юмор, душевность и оптимизм.

В начале ХХ в. промысел начал постепенно угасать. Лишь одна мастерица – А.А. Мезрина — продолжала создавать игрушку. Ее помощником в деле сохранения промысла стал вятский художник А. И. Деньшин, создавший первые альбомы о дымковской игрушке. Благодаря его деятельности в 30-е годы ХХ в. к изготовлению игрушки возвратились потомственные мастерицы Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина, а с ними вместе возродилась преемственность в лице их дочерей и снох. В 1955-1958 гг промысел перестал быть сугубо наследственным: был проведён первый набор учениц со стороны.  В этом же году промысел был включён в структуру Союза художников РСФСР (ныне ВТОО «Союз художников России») и приобрёл статус Художественно-производственных мастерских при Кировском отделении Художественного фонда СССР (РСФСР). Для мастерских было выделено отдельное здание.

В течение второй половины ХХ в. наблюдалось увеличение спроса на игрушку, в том числе на экспорт. В 60-80 гг ХХ в. происходили регулярные наборы учениц. Сейчас эти поколения составляют основной костяк промысла.

В 1992 г. мастерские были преобразованы в Творческое объединение «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» Союза художников России». В 1999 году оно получило статус Кировского городского отделения ВТОО «Союз художников России» — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». Таким образом, эта организация долгие годы бережно хранит традиции дымковской игрушки. Здесь в течение пятидесяти лет работает состоящий из опытных мастериц и искусствоведов художественный совет.

С 1981 г. в здании промысла работает музей, в фондах которого хранится около 1000 игрушек мастериц разных поколений. Регулярно проводятся экскурсии и мастер-классы.

В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края и  гордостью нашей страны.

Статья подготовлена и размещена в рамках реализация проекта Академия народного творчества «Изменять не изменяясь» Craft Space Event, который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура»

Добавить комментарий

К меню