Вы тут
Главная > На чем учить? > Игрушка в русском духе. Сергиево-Посадская матрешка

Игрушка в русском духе. Сергиево-Посадская матрешка

Во второй половине XIX столетия благодаря Великой реформе Александра II в России начинает бурно развиваться промышленность, строительство железных дорог, растёт и уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре. Начинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившая название «русский стиль». Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову приложили свою руку к созданию русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружка, пригласивший живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Братья Мамонтовы старались возродить и старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание». Для создания ассортимента игрушек он нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Надо отметить, что в это время формируется мода на все восточное, и особенный интерес вызывает японское искусство. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге в конце 90-х годов XIX в., немало способствовала возникновению и развитию моды на «всё японское». Так вот в числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, но согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Появление нашей русской матрешки было предопределено желанием  Мамонтова создать новую игрушку в русском духе, а появление фигурки Фукуруму на выставке стало некоей точной кристаллизацией идеи будущей матрешки.

На первой русской матрёшке стоял штамп:  «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Звёздочкин, а расписал  Сергей Малютин, иллюстратор детских книг. Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом  мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца. Назвали игрушку — «матрёшка». Имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён в народе. Это имя происходит от латинского «mater», что означает «мать». Таким образом, матрешка олицетворяет образ настоящей русской женщины,  матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Как создается матрешка?

Процесс создания русской красавицы достаточно сложен и интересен. На предприятии НХП «Посадская Матрёшка» в городе Сергиевом Посаде, который считает себя родиной матрешки, трудятся потомственные мастера и художники, занимающиеся промыслом на протяжении многих лет.

Для росписи используются различные синтетические и натуральные кисти; несколько видов красок: акрил, гуашь, темпера, а также клей ПВА. Каждый художник, учитывая особенности традиционной росписи, создает нужный цвет путем смешивания красок с клеем ПВА в пропорциональном соотношении 1:1, для последующего получения нужного оттенка. Главной особенностью Сергиево-Посадских матрешек является использование 4-5 контрастных цветов. Ажурность и пестрота рождается путем грамотного сочетания «кружевного» декора, растительных и ситцевых мотивов. Также основным критерием для Сергиево-Посадской росписи является узор, именуемый «тычок», который создается с помощью различных инструментов похожих на горошину. Данный узор призван формировать определенный сюжет всего набора матрешек, где у каждого героя в руках будет отдельный предмет, соответствующий либо мотивам народных сказок, либо ремесленным инструментам, либо атрибутам семейных праздников и пр.

Последним штрихом в традиционной росписи является контур, созданный тонкой кистью и тушью. Роспись требует большого опыта и мастерства  художников, которые ставят четкие линии вручную, соблюдая симметрию и аккуратность.

Завершающий и очень важный этап при создании матрешки — это покрытие изделия лаком. Для этого оборудован специальный лакировочный цех, без доступа посторонних лиц, кроме самого мастера. Покрывают игрушки несколькими слоями лака вручную с помощью кистей, можно также окунать некоторые детали в емкость с лаком, в зависимости от формы и сложности изделия.

***

Матрешка не ушла в забвение, а по-прежнему остается образцом национального искусства. Она не только не утратила исторический облик, а обретает новые современные черты, хотя из детской игрушки она  переросла в национальный сувенир.

Статья подготовлена и размещена в рамках реализация проекта Академия народного творчества «Изменять не изменяясь» Craft Space Event, который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура»

Добавить комментарий

К меню