Вы тут
Главная > На чем учить? > На рязанский манер. Михайловское кружево

На рязанский манер. Михайловское кружево

Рязанское кружево – яркое явление в русском декоративно-прикладном искусстве. Особенно оригинальный, самобытный характер оно получило в городе Михайлове и Михайловском уезде Рязанской губернии.

В XVI столетии, с возникновением оборонного рубежа Московского государства, в эти места переселили значительное число служивых людей, о чём свидетельствуют названия старинных городских слобод: Стрелецкая, Пушкари, Плотники. Свободные от крепостничества московские переселенцы активно занимались различными ремёслами. Именно в их среде, вероятно в первой половине XIX столетия, возникло кружевоплетение в виде промысла.

Кружевное плетение было разнообразным. Вначале — тончайшее многопарное кружево «рязанского манера» и «травчатое», а также сцепное. С бытом рядовых гаражан Михайлова и его окрестностей связан третий способ плетения – численный. Именно местное численное кружево получило широкую известность под названием «Михайловского». Михайловские мастерицы быстро нашли постоянный сбыт своим изделиям. Их кружево получило широкую известность и за пределами Рязанщины.
Занятие, дающее постоянный заработок подхватили в разных селениях Михайловского уезда. К 1880 году насчитывалось около двух тысяч кружевниц, в 1896 году их было более трёх тысяч, а перед первой мировой войной – десять тысяч.

Во второй половине XIX в. Михайловское кружево становится предметом торговли не только внутри России, но и за рубежом.

Нигде, кроме города Михайлова и его уезда, численное кружево не получило такого своеобразия рисунков и красочности. Плотное, яркое, оно как нельзя лучше дополняло одежды из тяжёлых тканей закладной техники и грубого полотна, сочеталось с их яркой узорочностью и вышивками.

Вышивание имеет свою долгую историю на Рязанской земле, но до конца 70-х годов XIX столетия занятие вышивкой существовало лишь для домашних нужд. Поводом для возникновения промысла послужили следующие обстоятельства. В 1878 году многие сёла Михайловского уезда сильно пострадали от пожаров. Местная земледелица С.П. Казначеева, изыскивая средства помочь бедственному положению народа, обратила внимание на домашнее рукоделие крестьянок, и на склонность их украшать свои костюмы различными вышивками. Это навело её на мысль дать крестьянам возможность зарабатывать деньги исполняя заказы. Закупив на свои деньги большое количество материала, Казначеева раздала работу желающим. Дело сразу наладилось, и уже в 1882 г. работы михайловских крестьянок с большим успехом демонстрировались в Москве на Всероссийской выставке, где удостоились внимания государыни и денежной награды.

В 1886 г. Казначеевой, совместно с известной исследовательницей народного искусства С.А. Давыдовой была открыта первая в России художественная школа вышивания и кружевоплетения в селе Подлесное. Так, в Михайловском уезде был создан новый вид промысла.

Империалистическая война 1914-1918 гг., затем гражданская война нанесли большой урон развитию промысла, спрос на кружева и изделия с художественной вышивкой упал, экспорт их за границу прекратился, мастерицы лишились заработка.

В 20-е годы в условиях кооперирования всех структур художественных промыслов, в стране начинается возрождение кружевоплетения и тесно связанной с ним художественной вышивки. К осени 1925 г. в Михайлове и уезде насчитывалось уже около 6000 мастериц, и с каждым днём всё большее их количество изъявляло желание объединиться в свои промысловые артели. Так, первая артель вышивальщиц была создана в 1916 г., о чём свидетельствует письмо с заявлением Михайловской трудовой артели вышивальщиц отделу кустарной промышленности Наркомзема о взятии артели под контроль Наркомата, датированное 23 октября 1918 г. На тот момент артель существовала уже третий год, выпуская скатерти, шарфы, платки и воротники, применяя машинную вышивку. 1927 год стал годом создания Михайловской артели «Труженица», объединившей вышивальщиц-надомниц из числа кустарей. Возглавила артель Е.Н. Накапкина. В 1935 г. Совет народных комиссаров РСФСР принял постановление, где предусматривались меры по улучшению кружевного производства. В результате этого промысел стал развиваться успешнее.
В годы войны работа кружевного промысла свернулась и лишь к ее концу выработка кружев возобновилась.

С 1951 г. в артели начала свою работу выпускница МХПУ им. Калинина Д.А. Смирнова, задавшаяся целью полностью возродить старинное Михайловское кружево. Её часто видели в бывших центрах кружевоплетения: в сёлах Пушкари, Новопанское, Рачатники, Ижеславль. Смирнова изучила всю технологию кружева и сумела перевести ее на поток. По специальным разработанным сколкам, сразу несколько кружевниц смогли выполнять один и тот же рисунок кружева с точными элементами. Она внесла в промысел очень много своего, например способ поворота под необходимым углом кружевной ленты, что дало возможность изготавливать сложные изделия: оплёты скатертей, дорожек, салфеток и пр. Одними из первых кружевниц, помогавших Смирновой Д.А. были М.И. Игнатова, К.П. Краюхина, а также М.Д. Морозова, ставшая впоследствии мастером кружевного цеха, и внесшая немалый вклад в развитие кружевного промысла, совершенствование техники плетения, создание узоров, а также в воспитание и обучение молодых кружевниц.

Все события в стране находили своё воплощение в изделиях михайловских кружевниц и вышивальщиц. Изделия с символикой выпускались к Олимпиаде-80, 40-летию Победы, XII всемирному фестивалю молодёжи и студентов, 850-летию Москвы. Сегодня коллектив фабрики создает одежду, постельное и столовое белье, различные плоскостные изделия с кружевом и вышивкой. Сохраняя живую старину, талантливо перерабатывая художественные традиции народного искусства, художники промысла придают изделиям и современность, и неповторимость очарование прошлого.

Статья подготовлена и размещена в рамках реализация проекта Академия народного творчества «Изменять не изменяясь» Craft Space Event, который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура»

Добавить комментарий

К меню