Вы тут
Главная > На чем учить? > Пестери, верши, бродни… Искусство лозоплетения

Пестери, верши, бродни… Искусство лозоплетения

Город Кирово-Чепецк был основан на территории старинного села Усть-Чепца, впервые упомянутого в Писцовых книгах в 1615 г. Доподлинно известно, что первое поселение в устье реки Чепцы называлось Никольский погост (от названия церкви Николая Чудотворца). Погост — первоначально торговое место,  затем — место сбора податей, там возводилась церковь, появлялось кладбище. Судя по архивным источникам это путь прошел и Никольский погост.

Шло время — менялся облик древнего селения. С XVIII в. это уже «село Усть-Чепецкое» со своими особенностями, обусловленными не только патриархальным укладом жизни его обитателей, но и своеобразным местоположением. Крестьяне Усть-Чепцы не имели пахотной земли и, располагая лишь приусадебными огородами и речными покосами, испокон веков занимались неземледельческими промыслами. Характерная, вообще-то, черта для Вятки: там крестьяне всегда имели два занятия — земледелие и какой-либо промысел и только при таком условии могли как-то существовать. По статистическим данным 1891 г. из каждой сотни дворов Вятской губернии только 10 хозяйств живут земледелием, а в 58 хозяйствах наряду с земледелием занимаются местными промыслами, остальные занимаются отходничеством.

В XIX в. бурное развитие в Усть-Чепце получает корзиночный промысел. Растущее производство крахмала требовало недорогих, крепких корзин, применяемых в его приготовлении. В селе Полом Кирово-Чепецкого района, одном из самых старинных и самобытных сёл губернии, исстари проходили большие базары и ярмарки, куда съезжались торговать жители со всех окрестных деревень, со всех волостей Вятского уезда, а так же из Нижегородского, Вологодского и прочих уездов и губерний. Здесь встречались купцы из Глазова, Казани и Москвы.

Плетеную из лозы мебель-стулья, кресла и даже буфеты привозили на базар мастера. Из деревни Поломская привозились пестери из бересты (заплечные сумки для ягод). Лозяные верши, корзины, сумки для рыбы изготавливались в деревнях Малый Конып, Коршунихи, Копытово и многих других окрестных населенных пунктах. В некоторых источниках упоминаются лапти из тальника (вплетался ивовый прут для крепости). Деревни Копытово и Лопатино специализировались на изготовлении сенных корзин и  плетеных бродней. Занятость населения была высокой круглый год: люди много работали, много торговали. В обычные дни недели молодежь и дети ходили в церковно-приходскую и земскую школы, помогали родителям по хозяйству, занимались учебой, а зимой приобщались к кустарным ремеслам и подсобным производствам с малых лет. Именно так возникали целые семейные династии кустарей, сохранившие основу промысла для современных мастеров.

Главное богатство Вятского края – лес. Он щедро одаривал умелого вятского человека множеством видов сырья. Изделия вырабатывались из древесины, коры, щепы, ивовых прутьев (лозы), бересты, стружки, мхов и лишайников, мочала, соломы, корня. Кустари-корзиночники вырабатывали наряду с предметами что называется «по-нужде», много художественных изделий, настоящих произведений искусства.

Принадлежность преобладающей части вятских крестьян к среднему слою — одна из причин массовости и широкого распространения в крае мелкотоварных промышленных заведений. Промысловые заработки стали во второй половине XIX в. основным и устойчивым источником денежных поступлений для хозяйств, поддерживающих равновесие в бюджете середняка.  Да и сама жилая изба стала просторнее. Нередки уже пятистенки, шестистенки, дома с хозяйственным и жилым подклетом, да и двухэтажные дома. Появились избы белые и горницы, что конечно привело к изменению внутреннего убранства избы, ее, как сейчас говорим, интерьера. Возросла потребность в разнообразных и более качественных товарах. Рыночная конъюнктура, с одной стороны, вела к авторской специализации, с другой — наблюдалась тенденция разделения труда и утрата отчасти авторской индивидуальности.  Изготовление сложных товаров требовало больших затрат на сырье. Это стало приводить к разделению труда во многих видах промыслов. Так, при изготовлении тарантасов, дрожек, колясок для езды требовались столяры, плотники (кузовщики), плетюшечники. Мастера корзиночники от изготовления предмета полным циклом, начиная от заготовки сырья и до момента расчета с заказчиком, переходят к работе на условиях выполнения отдельной операции.  Значительная часть корзиночников по-прежнему работает на внутренний рынок, обслуживая притязательные потребности середняцкой деревни.

Впоследствии они испытают заметное влияние городской «мещанской» манеры, что постепенно приведет к смещению ассортиментного ряда от сугубо утилитарных изделий крестьянского обихода в сторону изготовления других предметов, более подходящих для городского быта: кресел-качалок, дорожных сундуков и чемоданов, изящных чайных столиков, фруктовниц, емкостей для хлеба,  футляров и подставок для винных штофов и многих прочих.

В конечном итоге, именно потребность заказчика на изделия роскошные, что называется «по -прихоти» и привела к тому, что грубоватое крестьянское плетюшечное ремесло выросло в настоящий художественный промысел, требующий от изготовителя недюжинного таланта и мастерства, владения сложными приемами и умения обращаться с самыми различными материалами.

1914 г

Учебный план корзиночномебельной мастерской

в деревне Нижние Шуи ВятскоПолянской волости:

1-й год обучения

  1. Работа мелкого корзиночного товара из чищенного и разделанного прута, как то: простые стенники, прямоугольные мелкие дорожники, саквояжи цельного прута, прямые и с горбатой крышкой.
  2. Плетение разных фасонов бумажниц, грибниц и корзинок для искусственных цветов: в клетку из цельного прута, соломки и травы. Плетение подобных же предметов шестигранной формы и др. простых фасонов.
  3. Плетение из ивового прута прямоугольной корзины простого плетения, с крышкой: плетение дна, боков и крышки, подрезание концов, проверка правильности углов и заданных размеров, прикрепление крышки, устройство замочного ушка и петли.
  4. Плетение овальной хлебной корзины: расчерчивание и плетение дна, плетение боков, проверка правильности плетения шаблонами, плетение крышки и укрепление ее, отделка камышом
  5. Плетение чемоданов из ивового прута.

2-й год обучения

  1. Плетение круглых и овальных корзин для провизии (из прута и корня).
  2. Плетение цветников в одну банку из ивняка, горки на 3 банки из ивы, шестигранника с соломкой, цветника тюльпана, цветников наборных.
  3. Плетение дамского рабочего столика, ларчика из травы раковиной на ножках, раскидных с двумя крышками, с двумя корзинами из гофрированной пальмы, круглых на трех ножках и т. д.
  4. Плетение крупных дорожных корзин и сундуков: плетение дна, боков, крышек (плоских и выпуклых).
  5. Плетение детской и игрушечной мебели из ивового прута: стула, кресла, дивана и столика.
  6. Плетение ажурной мебели разных фасонов из белого и травленого прута: стул, кресло, стол, диван и кушетка.
  7. Плетение разных фасонов более сложных мебельных изделий из цельного прута.

3-й год обучения

14 . Подготовка к окраске и сама окраска корзиночных изделий растительными и масляными красками. Бронзирование и покрытие масляными и спиртовыми лаками.

  1. Педеговая мебель, бумажницы, дамские рабочий корзины и столики, подставки для цветов, экраны и другие корзиночные изделия.
  2. Приготовление мебели разных фасонов из камыша ажурного и сплошного плетения с набором, ширм, детских колясок и разных из разных материалов.
  3. Бамбуковая мебель, подставки для цветов.
  4. Для внесения разнообразия с учениками работают, кроме всего вышеописанного, цветочный товар из цветного, колотого камыша, люфы и древесных стружек.

Даже подготовленного исследователя впечатляет разнообразие и уровень сложности выполняемых в учебной мастерской изделий! А характерная вятская особинка сочетать в плетении с лозой ивы прочие растительные материалы получила широкое распространение и до сих пор является отличительной художественно стилевой чертой вятского корзиночного промысла.

Плели в ту пору прутьями дикорастущей ивы и черемухи, заготавливая по весне с начала таяния снега до набухания почек, а после осенью, со времени опадания листьев.  Любили сочетать мастера в плетении прутья разного цвета: светлую лозу с неокоренной коричневой, красной, зеленой и желтой, добиваясь контрастных сочетаний. В современном технологическом цикле производства предприятие народных художественных промыслов ООО «Азимут» использует тот же календарь заготовки сырья и те же комбинированные цветовые решения.

Отличительная особенность художественной обработки лозы в Кирово-Чепецком районе   -использование довольно толстого прута. В силу климатических особенностей это сырье сильно уступает по качеству лозе более теплой географической зоны. Прутья дикорастущей ивы, которая имеет ограниченную по сравнению с другими материалами длину и гибкость, а также сбежистость (неодинаковый диаметр у комля и вершины) требуют очень высокой квалификации мастера, особенно при исполнении ажурных и навесных элементов. Тем не менее, на предприятии «Азимут» применяется именно этот, традиционный для местности,  материал, что и обуславливает,  в значительной степени, способы и методы декоративной выразительности,  используемые в плетении изделий на территории города. Для них характерны простота форм, выверенные пропорции, большое количество усиливающих элементов и плотных слоев плетения. На основе экспонатов местного краеведческого музея применяется спиральное плетение (аналогично плетению сосновым корнем) в изделиях из лозы, придавая им особенный колорит. Неукоснительное соблюдение традиционных способов работы с материалом позволяло получать крепкие, долговечные и очень привлекательные изделия.

Многолетней  кропотливой  работой  на основе богатейшего культурного наследия края создавался ассортиментный ряд изделий из лозы ООО «Азимут».  Производство работает  по стандартам предприятия художественной промышленности. Зарегистрированные в период с 2007 г. по 2017 г.,  образцы  изделий  признанного художественного достоинства, на основе которых, применяя творческое варьирование,  работает  предприятие,   являются классическими предметами  народного искусства в промысле художественного плетения из лозы:  кресла-качалки и сундуки, короба и вазы, подносы и туеса, подставки, лежаки, хлебницы,  колыбели,  абажуры,  более ста разновидностей всевозможных по форме и назначению высококачественных корзиночных изделий составляют устойчивый товарный актив предприятия.  Одна из художниц предприятия работает сейчас над  воссозданием  кукольной мебели из отходов фанеры образца 1937 г. на манер  вятского мастера  Коркина, делавшего из этого материала столы, стулья, диваны, шкафы, комоды для кукол весьма красивого оформления. Параллельно ведется изучение традиций вятской росписи  для возобновления производства вятской фанерной игрушки.

Серьезным вкладом предприятия в развитие корзиночного промысла является многолетняя  реализация специальной учебной программы по профессиональной подготовке изготовителей художественных изделий из лозы совместно с государственной службой занятости населения г. Кирово-Чепецка.  За это время более 300 человек прошли обучение  по предметам:  «Народные художественные промыслы России», «Изготовитель художественных изделий из лозы и бересты», «Материаловедение», «Художественная обработка дерева» с прохождением практики непосредственно на рабочих местах.  Ручной труд изготовителя изделий из лозы, как никакой другой, требует постоянной преемственности и передачи опыта.

Для того, чтобы сохранить связь поколений, привить с детства любовь к своей традиционной культуре, предприятием также ведется большая работа. Интерактивные мастер-классы, тематические классные часы в образовательных учреждениях, факультативные занятия с подростками на тему выбора профессии. Исследовательские и проектные работы  учеников Кирово-Чепецкого Лицея  под  руководством главного художника предприятия  три года подряд занимают по городу и на областном уровне призовые места. Предприятием разработаны, сертифицированы и выпускаются сейчас незаурядные по смысловому содержанию наборы для детского творчества: плетение из лозы, аппликация берестой, набойка по ткани, традиционные декоративные росписи  по дереву.  Они в точности воспроизводят традиционные технологии работы с природными материалами на основе самобытной народной культуры и могут служить наглядно-дидактическим пособием для образовательных учреждений.

Огромная заслуга коллектива мастеров, художников, технологов и специалистов ООО «Азимут»  заключается в том, что на должном уровне удалось сохранить и продолжить местный промысел, и поставить его на широкую промышленную основу.

Статья подготовлена и размещена в рамках реализация проекта Академия народного творчества «Изменять не изменяясь» Craft Space Event, который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура»

Добавить комментарий

К меню