Вы тут
Главная > На чем учить? > Создание качественного современного образования, без нового осмысления значения предметов искусства в школе — невозможно

Создание качественного современного образования, без нового осмысления значения предметов искусства в школе — невозможно

О значении предметной области искусства в образовании, периодически, все говорят в самых разных категориях оценки. Чаще с любовью, …как в сказке, летят самолёты — привет мальчишу, идут пароходы — салют мальчишу, а искусство торжественно замерев на этом постаменте непонятой славы, с тоской поглядывает, как всё дальше, без неё убегает в никуда образование, которое оно должно было наполнить и смыслом, и качеством.

И дело не в том, что к искусству в школе плохо относятся, к нему и так относятся с достаточным терпением. Просто видимо в силу достаточной образованности, мало кто понимает, зачем оно нужно и в чём его истинное предназначение?! Искусство и сегодня неизвестный остров в образовании. Все желают уделять им внимание и уделяют, правда, не знают — как? Все догадываются, что от него есть какая-то польза, но не понимают — какая?

Но, дальнейшее непонимание значения предметов искусства в школе, уже не просто недопустимо, но и опасно не только для самого института школы и, но и в целом для всей системы мирового школьного образования на фоне развивающихся серьёзнейших цивилизационных вызовов времени. На фоне снижения востребованности биологического интеллекта, который мы с безумной спешкой передаём на педагогический аутсорсинг новым технологиям. Хотя мы уже меньше считаем, читаем, пишем, а если и думаем, то за компанию с Гуглом. Но вот только одно нельзя передать искусственному интеллекту – это Искусство, это способность человека к творческому мышлению, которое и является вершиной возможностей его интеллекта, его биологического интеллекта. В этом и есть незаменимое значение предметов Искусства, и не просто для образования, а для образования человека, как представителя человеческой цивилизации в стремительно меняющемся технологическом мире.

Неужели всё настолько плохо с пониманием места и значения искусства в школе?

Да нет, конечно! Но только в случае…

  • если мы понимаем, что истинное значение предметов искусства в образовании, не только и не столько в обучении навыкам и основам изобразительной или музыкальной грамоты, а в системном развитии творческого мышления.
  • если мы понимаем, что человечество, уже живущее в режиме ежедневно происходящей научно
  • технической революции, шагнувшей одной ногой в жизненно важную, но и опасную для неё эру искусственного интеллекта, сегодня как никогда нуждается не только и не столько в качестве знаний, сколько в качестве человека способного эти знания бережно использовать.
  • если мы понимаем, что на фоне всех невероятных научных открытий во всей мировой образовательной системе происходит процесс снижения востребованности биологического интеллекта, и это на фоне уже шагнувшего в нашу жизнь интеллекта искусственного, небезопасного для подрастающего поколения и для самой человеческой цивилизации…
  • если мы понимаем, что искусство и дополнительное образование, это не синонимы, а искусство, это основа образования, сохраняющая её целостность и эффективность.
  • если мы понимаем, что образование уходит из школы. Ученики, учителя, вроде бы все на месте, а знания из школы уходят. Знания сегодня везде, образование доступно там, где доступен Интернет. Идёт скрытая конкурентная борьба за ученика. Пока школа выигрывает, но это сегодня, … а завтра.
  • и главное, если мы понимаем, что эпоха политехнического образования, в которой выросло и сформировалось современное общество, испытывающее сегодня огромные трудности, завершается. И это важно как можно скорее понять, на фоне стремительного развития IT-технологий, цифровой экономики, для которых при всей эффективности, человек всё же будет востребован как вторичный ресурс. Поэтому, сегодня как никогда, важно не просто качество знаний, а качество человека как носителя этих знаний. А это уже совсем другое образование – эмоциональное, системно ориентированное на развитие человека, его творческого, интеллектуального и эмоционального ресурса, способного к созиданию, бережному развитию и направленному на сохранение и процветание человеческой цивилизации.

И в этой связи эмоциональная составляющая образования, должна стать доминирующей в образовании третьего тысячелетия, наполняя его высокими научными достижениями, гуманистическими смыслами и новой созидающей реальностью. И именно над зарождением этого иного, эмоционального образования сегодня и работает Губернаторский Светленский лицей, Томской области, являющийся федеральной инновационной площадкой Министерства просвещения России.

Но что, же нами сделано, если столько осмыслено. Что находилось и находится в истоках существующих проблем искусства в школе. Да простит меня наша славная педагогическая наука, за внешнюю простоту ответа – стереотипы. Стереотипы сложившегося общественного сознания. Которые настолько древние и окаменевшие, что даже все бесспорные аргументы разбиваются о них и осыпаются безответной пылью в каменную тишину.

Итак, о стереотипах.

Стереотип первый «Мы уверены, что знаем, какие уроки в школе главные…», или вновь о содержании образования.

Данный стереотип лежит в основе огромной проблемы мировой системы современного образования — проблеме диалектического несоответствия существующих приоритетов образования, или так называемых основных уроков, неизменным приоритетам самой человеческой жизни.

Если сейчас в школах провести рейтинг учебных предметов, то он будет выглядеть примерно так, вначале точные науки, затем гуманитарные, после уроки естественнонаучного цикла, а замыкать список будут труд, музыка и так называемое рисование. Это так в школах, а в самой жизни человека приоритеты расставлены в совершенно ином порядке. На первом и безусловном месте стремление к красоте, как к постоянному желанию сделать свою жизнь и мир вокруг себя лучше, который и является основным мотиватором развития современной цивилизации. Далее следует не менее значимая для человека эмоциональная часть жизни, позволяющая общаться, читать, наслаждаться звуками мира, чему системно обучают на уроках гуманитарного цикла. И только затем вступают уверенной поступью в жизнь человека, знания необходимые для создания удобств и призванные обслуживать стремление человека к красоте, созиданию и эмоциональной реализации, уложенные в точные науки. Парадокс, эффекта доминирования вторичного над первичным – это серьёзнейшая проблема в восприятии приоритетов образования.

Как мы справились с этим стереотипом?!

Мы принципиально изменили содержание образования и ввели в учебную программу 20% предметов художественно-эстетического цикла, тогда как в традиционной школе эти учебные дисциплины занимают не более 3% и решили тем самым проблему диалектического несоответствия приоритетов образования, объединив векторы жизненных ценностей и развития в одно эффективное направление.

И получили ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ – при снижении учебной нагрузки на традиционно-основные предметы и увеличение нагрузки на предметы творчества, качество успеваемости по той же математике, физике, химии улучшилось.

25 летние исследования показали, что у учащихся, занимающихся регулярно в системе художественно-эстетического образования, качество успеваемости растет. А священный измеритель качества образования — ЕГЭ, на протяжении всех лет показывает, что наши результаты всегда выше областных и всероссийских, учитывая, что набор в лицей массовый.

Стереотип второй: – «Мы уверены, что Школа – это только классно-урочная система…»

Великий Ян Амос Каменский, наверное, бы содрогнулся, узнав, что его «Великая дидактика» стала чем-то вроде Библии, Корана или Талмуда для системы образования и превратилась в Вечную модель школы, понимая, что образование по определению не может быть настолько статичным. И сколько бы сегодня не меняли систему, даже уважаемые авторы цифрового обучения, уверенные, что сделали революционный прорыв в образовании, это всего лишь технический апгрейд этого педагогического артефакта всех времён и народов, не понимая, что время классно-урочной системы ушло…
Возможно, ли отправить эту систему на свалку педагогической истории. Вероятно, возможно, но не нужно! Важно её изменить и понять, что школа, это не место где детей учат, это место где детей учат учиться, а это уже совершенно другое образование.

Мы разработали модель многоуровневого обучения, создающую условия для творческого развития учащихся и естественным образом отсеивающую сквозь «творческое сито» наиболее одаренных ребят с одного уровня на другой.

Если знания представить, как поток Культуры, который должен дать определенные результаты, то первый уровень – это поглощение потока Культуры – или элементарное образование, то есть уроки.

Второй уровень – это погружение в Культуру или обучение по выбору, открывающая возможность создания новых ученических институтов, построенных на ситуации выбора.

Третий уровень – это уже этап воспроизводства Культуры, это уровень элитарного образования, по способностям, являющийся Олимпом творческого развития ученика. Он состоит из научных лабораторий и творческих мастерских. Названия лабораторий уже сами по себе определяют как профессиональную область интересов учащихся, так и актуальность их научного поиска. Например: Лаборатория поиска новых источников энергии или Лаборатория изучения ресурсов долголетия человеческой жизни.

Стереотип третий: – «Нет пророка в своём Отечестве…»

Стереотип древний, как библейская истина, но порой он распространяется не только на взрослых, но и на наших детей. И в этом нет вины учителей, которым действительно порой сложно разглядеть сидящего в классе юного Брюллова, Моцарта или Маркеса.

В последнее время много делается для выявления и развития одарённости и это огромный прорыв в развитии образования страны. Прекрасные проекты, Сириусы и Кванториумы, буквально сорвали с закостенелого места систему образования и запустили живительные механизмы его нового витка развития по всей стране. Но пока в этом процессе поиска одарённых не хватает одного полноценного звена – школы. Школы взращивания одаренности. Выявление и взращивание — это диалектически разные процессы и поэтому сегодня важно не только найти этих способных детей и создать для них все условия, но главное их системно взращивать – иначе нас ждет эффект Клондайка, этакой золотой лихорадки опустошившей территории. Сегодня полностью поддерживая значимое и перспективное направление по развитию одарённости детей важно не пересечь границу разумного, так как увлечение только педагогической селекцией в образовании может иметь необратимые последствия для системы образования, которая забудет, что кроме образования отдельных, есть ещё и образование народа – что является не меньшей ценностью.

И именно модель эмоционального образования открывает такие возможности, соединив в себе системное развитие творческого мышления и формирование научного мировоззрения. Сегодня нашему российскому образованию, не нужно искать опыты где-то за рубежом, вставая на цыпочки и выискивая там эффективные практики. Мы способны сегодня, объединившись, сделать всё для настоящего и счастливого будущего наших детей!

Александр Сайбединов,

Народный учитель России,

Лауреат премии Правительства РФ в сфере образования и науки,

директор Губернаторского Светленского лицея

Добавить комментарий

К меню