Вы тут
Главная > На чем учить? > Художественная традиция павловопосадского платка

Художественная традиция павловопосадского платка

В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский посад, уже в конце XVIII в. домашнее крестьянское ткачество, а чуть позже и набойка (печать) рисунка на ткань, начинают носить промысловый характер.

Особенно широкое развитие крестьянские текстильные промыслы получили в селе Вохна (или Павлово; а с 1844 г. — город Павловский Посад), чему способствовало его выгодное географическое положение недалеко от столицы на важной водной магистрали Клязьма — Ока — Волга.

Домашнее крестьянское производство легло в основу первых текстильных мануфактур, появившихся здесь в конце XVIII в. Среди них была и шелковая фабрика вохонского крестьянина Ивана Дмитриевича Лабзина, организованная в 1795 г.

До середины XIX в. у Лабзиных уже было красильное и ткацкое производство,  где выпускались шелковые платки и материи. Также они раздавали давальческое сырье крестьянам окрестных деревень, а те, в свою очередь, вырабатывали на домашних станах ткани, которые возвращались на фабрику для окончательной отделки.

Используя традиционные навыки местных крестьян, в середине XIX в. в Павловском Посаде приступают к производству модных тогда шерстяных и полушерстяных платков и шалей с набивным рисунком.

В это время предприятие принадлежало Якову Ивановичу Лабзину (правнуку основателя) и его компаньону Василию Ивановичу Грязнову. В 1868 г. оно было зарегистрировано как Торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов». До революции 1917 г. совладельцами предприятия оставались представители этих семей.

К концу XIX в. «лабзинское» производство становится одним из самых крупных в России по выпуску шерстяных набивных платков. В его основе по-прежнему лежал ручной труд: узор на ткань наносили деревянными резными формами — «манерами» и «цветками», что, по сути, отождествляло его с традиционной крестьянской набойкой.

Вкус русского народа, народное понимание красоты, безусловно, повлияли на декор «павловского» платка, стиль орнаментации которого складывается во второй половине XIX в. под непосредственным влиянием эпохи историзма с ее вниманием ко всему русскому. Доминирующей романтической идеей того времени была идея связи человека с живой природой и отсюда всеобщее увлечение декором из цветов, трактованных несколько натуралистично. Эти тенденции послужили толчком в развитии не только павловопосадского промысла, но и других промысловых центров, например Жостово.

К тому же на протяжении всего XIX в. с большим вниманием относились к искусству Востока. Использование восточных орнаментальных мотивов, таких как «медальоны», «огурцы» или «бобы», «опахала», наряду с изображением цветов стало характерным признаком павловопосадской шали. Причем эти орнаментальные мотивы используются в декоре как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.

Стиль орнаментации павловского платка складывается во второй  половине  XIX в. на основе местных традиций крестьянской набойки и ткачества и под влиянием основных направлений развития искусства того времени.

Характерные особенности промысла сохраняются по сей день:

  • традиционно выпускаемые платочные изделия изготавливаются в результате коллективного творческого труда и слаженных усилий художников и мастеров, занятых в производстве;
  • для декорирования платочных изделий используются рисунки, созданные художниками предприятия;
  • основной метод нанесения рисунка на ткань – набойка (печать) по шаблону;
  • традиционна квадратная форма платка и  шали;
  • в качестве основного материала используются ткани из натуральных волокон, в основном шерсть, а также шелк и хлопок;
  • в орнаментации используются, как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом, цветочные и восточные мотивы («медальоны», «огурцы», «бобы», «опахала»). Цветы трактуются объемно, несколько натуралистично;
  • композиционно акцентируются углы и кайма. Цветы обычно собраны в букеты, заключены в различной формы медальоны или дополнены геометрическими фигурами из орнаментальных полос или цветочных гирлянд. Общая живописность орнамента сочетается с графической четкостью и ясностью рисунка;
  • колористическая гамма строится на использовании ярких контрастных цветов, так и на гармоничном сочетании сближенных тонов;
  • край платка чаще всего оформляется шелковой либо шерстяной бахромой;
  • авторское варьирование изделий осуществляется художником и колористом на основе сохранения оригинального рисунка, вобравшего в себя все богатство художественных приемов промысла, и поиска самобытных колористических решений с учетом современных тенденций.

В 1918 г. предприятие Лабзиных-Грязновых было национализировано и стало называться  «Старо-Павловская фабрика».  В  1928 г. переименовано в Фабрику  им.10 годовщины Красной Армии, которая в 1963 г. вошла в состав Московского производственного платочного объединения, преобразованного в 1989 г.  в Павлово-Посадское производственное платочное объединение. В 1992 г. предприятие акционировалось, а в 1996 г. платочное производство передано в дочернее предприятие — ОАО  «Павловопосадская платочная мануфактура».

До конца 80-х годов ХХ в. на платочном предприятии в Павловском Посаде сохранялась технология набойки (печати) платочных изделий при помощи резных деревянных печатных форм (шаблонов). Параллельно с ней уже с конца 50-х годов  ХХ в. получает развитие способ нанесения рисунка на ткань при помощи специальных сетчатых шаблонов. Этот способ печати по своим художественным и техническим возможностям близок к русской народной набойке и в настоящее время является  основным на производстве.

В конце 90-х годов ХХ в., обращаясь к истокам своего производства, на «Павловопосадской платочной мануфактуре» вновь наладили производство платков из натурального щелка, декорированных набивным узором.

Создавая новые композиции рисунков, современные художники павловопосадского платочного предприятия стремятся сохранить образный строй и колорит, характерный для лучших образцов традиционного искусства.

Павловопосадская шаль стала неотъемлемой частью русского женского костюма, приобрела популярность как среди сельского, так и среди городского населения практически всех регионов России. Экспедициями Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника были привезены павловопосадские платки из Московской, Нижегородской, Архангельской, Вологодской, Тверской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и других областей России.

В настоящее время коллекции павловопосадских шалей хранят крупнейшие музеи страны такие, как Государственный исторический музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный Русский музей, Эрмитаж, Российский музей этнографии, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, а также музеи Нижнего Новгорода, Смоленска, Кирова, Архангельска, Вологды, Кириллова и других городов России.

В начале 2001 г. в Московском Кремле с большим успехом прошла ретроспективная выставка, посвященная 205-летию павловопосадского платочного предприятия.

В декабре 2018 г. — марте 2019 г. Государственным Русским музеем была проведена в Санкт-Петербурге масштабная выставка «Платки и шали в России XVIII-XXI веков», на которой были представлены платочные изделия Павловопосадской платочной мануфактуры, как пример сохранения многовековой художественной традиции русского текстильного производства Российского государства.

Об изготовителе павловопосадских платков

Открытое акционерное общество «Павловопосадская платочная мануфактура» является правопреемником старейшего в России предприятия по изготовлению платочных изделий с печатным авторским рисунком.

В 1996г. решением Территориального художественно-экспертного совета Администрации Московской области по декоративно-прикладному искусству платочные изделия, изготовленные  ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура», были отнесены к изделиям народных художественных промыслов, а предприятие к предприятиям народных художественных промыслов.

Художники предприятия являются членами российских творческих союзов – Союза художников и Союза дизайнеров и неоднократно отмечены премиями и почетными званиями:

1981г. —  Государственная премия РСФСР имени И.Е.Репина.

1998г. —  Ольшевской З.А. присвоено звание «Заслуженный  художник Российской  Федерации».

2000г. —  Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за 1999 год.

2001г.  —  Регуновой Е.П., Дадоновой И.П. и Зубрицкому В.И. присвоены звания «Заслуженный  художник Российской  Федерации».

2005г.  —  Ольшевской З.А. присвоено звание «Народный  художник Российской Федерации».

2010г. —  Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за 2009 год.

2015г. — Фадеевой В.Б. присвоено звание «Заслуженный  художник Российской Федерации».

2018г. — Жуковой Е.В. присвоено звание «Заслуженный  художник Российской Федерации».

О высоком качестве и художественной продукции фабрики свидетельствует тот факт, что, начиная с 1865г. павловопосадские шали получали высокие оценки  многих Всероссийских и Международных выставок.

В 1881г. купец 1-й гильдии Яков Лабзин получил звание Поставщика императорского двора – Великой Княгини Александры Петровны «с правом иметь на вывеске вензелевое изображение Имени Ея Императорского Высочества».

1896г. – Большой Государственный герб на Всероссийской  художественно-промышленной выставке (Нижний Новгород).

1937г. – «Гран-при» Международной  выставки (Париж).

1958г. – Золотая медаль Всемирной выставки (Брюссель).

1999, 2001, 2004, 2008г.г.– Лауреат Программы-конкурса «100 лучших товаров России».

2000г. – Золотая медаль Сибирской ярмарки (Новосибирск).

2001г. – Лауреат премии «Российский национальный Олимп».

2005г. – Орден «Слава России».

2008г. — Гран-при конкурса коллекций одежды «Хрустальный Сирин» в рамках выставки «Покупайте российское».

2009г. —  Лауреат Национальной премии в области индустрии моды.

2010г. — Лауреат Национальной премии за достижения и заслуги в области текстильной и легкой промышленности.

1997, 1999, 2001, 2005, 2008, 2010-2017г.г.– Российская национальная  премия – «Лучшая работа года в области дизайна «Виктория».

Сведения о платочном предприятии в Павловском Посаде включены в различные издания по народным художественным промыслам:

  • — «Художественные промыслы РСФСР», сост. В.Г.Смолицкий, 1973г.;
  • — «Русские художественные промыслы», сост. О.С.Попова и др., 1984г.;
  • — «Изделия народных художественных промыслов и сувениров», составитель Р.А.Бардина, 1986г.;
  • — Г.А.Макаровская. «Русские шали», М., 1986г.;
  • — Е.В.Арсеньева. «Старинные узорные ткани России XVI  – нач. ХХ века», М., 1999г.;
  • — Т.А.Полосинова, Н.В.Толстухина. «Два столетия павловопосадской  шали. Каталог выставки», М., 2001г.;
  • — «Народное искусство России», М., 2001г.;
  • — М.А.Некрасова «Народное искусство России в современной культуре», М., 2003г.;
  • — «Народные художественные промыслы Подмосковья», М., 2005г.;
  • — Н.В.Толстухина, Т.А.Полосинова, Альбом «Павловопосадские шали» из серии «Шедевры народного искусства России, М., 2007г.;
  • — Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России.Традиции и современнность», Вологда, 2008г.;
  • — «Русское народное искусство. Традиционная культура и Православие. XVIII-XXI в.в. Традиции и современность», автор-составитель М.А.Некрасова М., 2013г.;
  • — «Народные художественные промыслы Подмосковья», авторы-составители Е.В.Куценко, С.В.Горожанина, М., 2015г.;
  • — Н.В.Толстухина, Т.А.Полосинова, «Павловопосадские платки и шали в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника», М., 2015г.
  • — Альбом-каталог  «Платки и шали в России XVIII-XXI веков», Государственный Русский музей, Спб, 2018
  • — Сборник  «Платки и шали в России. Материалы и исследования», Государственный Русский музей, Спб, 2018

Статья подготовлена и размещена в рамках реализация проекта Академия народного творчества «Изменять не изменяясь» Craft Space Event, который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура»

Добавить комментарий

К меню